И ничто не могло препятствовать обращению в качестве денег всех этих жетонов, отчеканенных в весе «против дуката», равно как и медалей, изготовленных в весе рубля. Ведь раньше любые деньги обращались и ценились, в первую очередь, из-за своего металлического содержания. И хотя почти все исследователи русской нумизматики признают, что эти жетоны и медали широко обращались наравне с обычными монетами, их всё же предпочитают отделять от монет, на том основании, что они, например, не имеют обозначения номинала. Но ведь в мировой практике очень многие монеты, включая также русские золотые дукаты XVIII века, обозначения номинала вообще никогда не имели. Таким образом, получается, что в XVIII веке памятные монеты в России, в общем-то, уже существовали.
Более того, многие допетровские наградные монетовидные изделия XVII века, известные как просто «золотые», также вполне могут рассматриваться в качестве предвестников памятных монет. Нередко будучи изготовленными в весе, кратном дукату, все эти жетоны тоже могли служить как наградой, так и средством платежа.
Таким образом, в России история памятных монет, насчитывающая уже несколько столетий, с самого начала была неразрывно связана с медалями: мемориальные монеты обязаны своим появлением именно медалям. Многие гравёры, работавшие над медалями, создавали одновременно и штемпеля памятных монет. Именно поэтому довольно долго в России имело распространение такое выражение как «медальный рубль» — памятные монеты получили его по наиболее популярному номиналу, размер которого больше всего соответствовал размеру медали.
Некоторые учёные-нумизматы первой мемориальной монетой царской России почему-то считают одну из разновидностей 5 рублей 1832. Эта монета стандартного образца имела на реверсе дополнительную сокращённую надпись: «ИЗЪ РОЗС. КОЛЫВ.» (что означало «из россыпей колыванских»). На самом деле этот пятирублевик представляет собой не памятную (то есть отчеканенную по какому-то особому случаю или юбилею), а так называемую «горно-рудную» монету, дополнительная надпись на которой служит лишь обозначением места добычи металла, из которого монета была изготовлена. Памятные монеты как раз отличает то, что их дизайн полностью разрабатывается специально.
В XIX веке стала часто одновременно чеканиться и мемориальная медаль, и монета одного и того же дизайна и автора. Монету характеризовали чеканка в соответствии с монетной стопой (утверждённая масса согласно номиналу) и, разумеется, возможность её беспрепятственного использования в качестве средства платежа. Последнее обстоятельство отличало ее от подарочных (или донативных) монет, которые чеканились мизерными тиражами и, как правило, вручались членами императорской фамилии в качестве поощрения или награды конкретным лицам, а не поступали в обращение.
Эмиссия мемориальных монет в Российской Империи длилась до начала Первой Мировой войны. В XIX и начале XX вв. были отчеканены одиннадцать разных типов таких монет. Все памятные монеты этого периода посвящены либо российским монархам и открытию памятников в их честь, либо военным достижениям России. Знаменательно, что чеканка некоторых из них была связана с задачей увековечения подвига русского народа в Отечественной войне 1812.
В годы царствования Николая I на Петербургском монетном дворе работал довольно сильный коллектив граверов. Возможно, именно поэтому в этот период в России и появились первые «памятные медали с обозначением номинала». Кроме немцев Генриха Губе и Якоба Рейхеля, все медальеры и художники были русские или обучавшиеся в России выпускники медальерных курсов при школе монетного двора, или выпускники Академии Художеств. Многие были сыновьями рабочих монетного двора, обычно из простого люда. Некоторые из них преуспевали до такой степени, что получали дворянское звание. Ситуация радикально изменилась по сравнению с не таким уж далеким прошлым, когда иностранцы занимали лучшие должности в медальном отделе.
Тем не менее, в целом, в русском медальерном искусстве того времени немецкое влияние было довольно велико. Ниже приводится изображение двух баварских талеров Людвига I 1828 года, которые несомненно в своё время вдохновили российских авторов памятных монет 1834 и 1839 годов, а также «подарочного» полуторарублевика 1835-36гг, известного как «семейный». С этих монет была позаимствована не только «сюжетная линия», но и художественный стиль исполнения.